Разделы новостей

Статьи с газеты [2]
Статьи с интернета [99]

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи » Статьи с интернета

С ЛЮБОВЬЮ О ШКОЛЕ
С ЛЮБОВЬЮ О ШКОЛЕ
Удивительна и непредсказуема наша жизнь. У всех она разная, каждый пошел в ней своим путем. Но изначально все мы совместно прошли общий важный период в жизни каждого человека – школу. Это место, где мы получаем знания, учимся понимать других, приобретаем опыт общения. Вспомним нашу школу имени Ушинского.
Выпускники разных лет учились в разных зданиях. Самые «древние» из нас (к числу которых отношусь и я) помнят старую школу - несколько саманных зданий с «главным корпусом» во главе. В нем учились средние и старшие классы. А малыши обитали в маленьких глинобитных помещениях. И мы с завистью смотрели на счастливчиков, учившихся в «большой» школе. Там был широкий, длинный коридор, много классов, буфет. А в наших классах было тесно, наполняемость была большая, и сидели зачастую по три человека. В теплое время года во время перемен выбегали в школьный двор, а зимой собирались у печки. Они стояли в углу каждого класса, топка была со стороны коридора. Когда мы приходили на занятия, печки были уже натоплены. Не скажу, что в классах было жарко, но и не помню, чтобы мы мерзли.
В этой статье я попытаюсь сделать некий обзор, пройтись по этапам, которые преодолел каждый школьник. Конечно же, школа начинается с первого учителя. Учителя начальных классов — особый народ в учительской среде. Они занимаются самой, на мой взгляд, сложной, важной и ответственной работой: буквально за ручку вводят детей в бурный поток школьной жизни. Только от любви учителя зависит, с каким багажом знаний и нравственных ценностей пойдет ребенок во взрослую жизнь. Учителями начальных классов в разные годы работали Кулькова В.О., Федорченко Л.Н, Данилова В.Т., Задорожная А.П., Дубровина Н.Д., Чеглакова В.К., Васина А.И., Шмакова А.Д, Бредихина В.Н., Думенко Э.Н., Парфенова Г.И., Харламова Е.Г., Лушпай П.М., Лазаренко Н.П, Питковская Е.Л., Тишкова И.Н., Федорченко О.Б, Разбекова С.К., Виниченко Н.А., Адамбекова С.К., Аргимбаева С.А., Даркембаева А.Р., Интыкбекова С., Нуртлеуова С., Мукашева Л.Ж, Мукашева Г.М, Нусупова Р.И., Азкина Р. Ж., Бельц В.К., Виллуд Т.Э., Кудагельдинова Г.С., Беспаева Б.Т., Тусупбекова А., Сайфульмулюкова К. и др.
Нас учила Вера Осиповна Кулькова, по-матерински относившаяся к каждому малышу. Вера Осиповна – фронтовичка, ушедшая на фронт после гибели родных, варварски казненных на ее глазах. Наши детские сердца переполнялись состраданием, когда мы слушали о бесчеловечности фашистов. Именно она первая учила нас любить Родину, ценить мир. Мы нередко бывали у Веры Осиповны дома, она играла нам на пианино. В наших глазах человек, умеющий играть на пианино, был сверхчеловеком.
В первом классе мы все вместе вступили в октябрята, это был самый главный праздник в учебном году. Класс делился на звенья, звеньевые были преисполнены важности от своей высокой миссии, ревностно следили за успеваемостью. Звенья соревновались между собой, и это было не формальное соперничество, а живое, заинтересованное. А какой престижной была должность санитарки! Ходить с белой сумочкой с крестом на боку, проверять чистоту рук и ногтей – предел мечтаний!
В конце третьего – начале четвертого класса самых достойных принимали в пионеры. Лучших учеников - в первую очередь. Это было очень важным событием в нашей жизни, к нему мы долго готовились: знакомились с законами пионеров, учили гимн пионерской организации, изучали жизнь пионеров-героев. И когда на груди торжественно повязали красный галстук, сердце просто переполнялось радостью и гордостью. Не знаю, кто как, а я была просто счастлива. Мы отдавали салют со словами «Будь готов!» - «Всегда готов!» В школе проводились пионерские линейки с вносом знамени под барабанную дробь и пионерский горн. Избирались председатели отрядов, пионерской дружины. Многие из нас именно на этой должности получили первые навыки организационной работы, учились навыкам общения и руководства.
В 1964 году была построена новая школа, двухэтажная, просторная, с кабинетной системой, с водяным отоплением. В ее строительстве принимали участие и школьники. Виктор Веккер вспоминает: «Очень помню, как мы всем классом в 1961-63 г.г. с нашим классным руководителем Анной Павловной Скрынниковой приходили на стройку, помогали складировать кирпич, носили по полведерка песок или воду для строителей и т.п. Помню также, как во время каникул многие из нас сами, по своей инициативе приходили на стройку. Я, например, помню, с ребятами набивал дранку и выполнял прочие мелкие несложные работы. Так что строили нашу школу всем миром!»
Само здание по сравнению с тем, в котором мы учились прежде, не шло ни в какое сравнение. Это был просто дворец: огромный спортзал, фойе, просторные классы – есть где развернуться! Правда, отопление было не совсем удачным: во многих кабинетах было холодно. И даже планировались туалеты в помещении! Но к такой цивилизации лепсинцы еще готовы не были, поэтому помещение на первом этаже стало прибежищем нянечек, а на втором в помещении, предназначенном для туалета, были установлены стеллажи, на которых стараниями Клавдии Аполлоновны была устроена оранжерея из самых разнообразных комнатных цветов. Была там даже такая невидаль, как аквариум.
Думаю, мои ровесники помнят, как начиналось утро в школе. Дежурный должен был сшить дома и принести в школу подушечку для стирания с доски. До начала занятий дежурный шел к техничкам за чернилками. Там неполные чернильницы доливались, иногда по неосторожности переливались, пачкали руки. А чернильные пятна практически невыводимы! И вот этот ящичек с чернильницами осторожно и бережно, стараясь не споткнуться, несли в класс, где они в специальные углубления расставлялись на каждую парту. Использовались пластмассовые чернильницы - «непроливайки». Хитрость непроливайки в ее горлышке, направленном внутрь в виде воронки. В такое «горло» чернила легко заливаются и почти не выливаются. Но это смотря как пользоваться чернильницей! Не секрет, что озорники вполне могли метнуть чернильницу во что-либо. Да что об учениках говорить! Была у нас учительница Клавдия Аполлоновна Сверкунова. И поскольку была она дочерью Аполлона, то порой позволяла себе то, что простой смертный учитель себе никогда ни за что не позволил бы. Один из ее «подвигов» - бросок чернильницей в ученика (или ученицу).
А как-то после перемены заходит Клавдия Аполлоновна в наш класс, а там пыльно: народ в догонялки играл. Я была уполномочена принести ведро с водой и веник. Но побрызгать проходы мне довелось. Учительница взяла веник в руки и принялась обильно «окроплять» класс. Народ полез под парты, стал прикрываться крышками парт и учебниками. А мне из-за спины Клавдии Аполлоновны было смешно и весело. Просто страшно подумать, какая шумиха поднялась бы, случись это сейчас! Вообще, байки про Клавдию Аполлоновну передавались из поколения в поколение. Но это, конечно же, исключение из правил. А в целом педколлектив у нас всегда был сильный, уважаемый. И если случались какие-то недоразумения, наши родители принимали сторону учителей. Во всяком случае, нас в семье воспитывали именно так: учитель всегда прав. Учитель был непререкаемым авторитетом.
Но, конечно же, учитель учителю - рознь. Одних любили, других – не очень, одних уважали, других – побаивались. Но мы действительно очень уважали своих наставников. Я даже не припомню каких-либо конфликтов. Конечно, мы были, как любые дети, не идеальными и, если заслуживали, то получали свою порцию воспитательных пилюль, куда ж без этого.
И тем не менее во втором классе я решила бросить школу. Дело было после летних каникул, все полученные в первом классе знания за лето выветрились, и в первые дни сентября у меня стали появляться какие-то не такие отметки – тройки, а то и двойки. Ну и я приняла гениальное и бесповоротное решение - бросить школу. Буквы и цифры я выучила, а что еще надо? Бить нас в семье было не принято, а меры морального воздействия на мое решение не повлияли. И тогда родители, как оказалось, обратились за советом к учителям. Совет был дан, я бы сказала, нестандартный: мне объявили бойкот. Сижу я себе дома день, сижу другой. Никто меня в школу не отправляет, но никто со мной и не разговаривает. И на третий день я, как миленькая, просто вприпрыжку помчалась в школу. Так что обращайтесь за советами к учителям, они плохому не научат.
Что-то я от подвигов Клавдии Аполлоновны перешла к своим подвигам… А начала ведь с чернильниц... Вернемся на исходную. Не грех вспомнить и парты - из натурального дерева, массивные. Сначала их крышки красили исключительно в черный цвет, а потом они стали голубенькими и зелененькими. Но уж лучше бы оставались черными! Со временем вся поверхность исписывалась и изрисовывалась. Мыть заставляли авторов этих творений, то есть нас. А отмыть чернила ох как непросто!
Не помню, с какого класса мы начали приобщаться к самообслуживанию – уборке класса. Но хорошо помню, какой грохот стоял в школе после уроков. Чтобы вымыть пол, парты сначала поднимались вертикально, а назад они обрушивались с таким бабаханьем! Дежурным этот процесс очень нравился, они дополнительно придавали им весомое ускорение. И так происходило ежедневно. Как только выдерживали стены и не обрушилась крыша – большой вопрос.
На партах, кроме углубления для чернильницы, были углубления-желобки для ручек – деревянных палочек с жестяным наконечником, куда вставлялись перышки. Письмо перьевой ручкой - наука особая. Сначала осторожно макаешь ручку в чернильницу, следя, чтобы на пере осталось немного чернил, иначе в тетради можно поставить кляксу. Ох, уж эти кляксы! Если уж такой казус случался, под рукой всегда промокашка. Промокашкой пользовались и тогда, когда нужно перевернуть лист, а чернила еще не высохли. За один раз удавалось написать одно-два слова, потом снова надо макать ручку в чернильницу.
Периодически возникала необходимость почистить перышко: на кончике что-то там собирались, и перо мазало, не оставляло четкой линии. Обычно перышко протиралось промокашкой, но особо аккуратные ученицы имели чистилку из ткани. Мы их делали на уроке труда: из кусочков ткани вырезали кругляшки, которые скреплялись посередине пуговкой. Вещь это была одноразовая, но нам нравилось делать их из ярких обрезков. Хоть что-то яркое среди коричневого и черного – будничной школьной формы! Но вопреки установленным нормам, в жаркие дни я ходила в школу в белом штапельном платьице с черным фартуком. А белые кофточки мы носили с плиссированными юбочками разного цвета. У меня, к примеру, была бордовая.
Учителя начальных классов большое внимание уделяли каллиграфии. Писать полагалось с нажимом, с завиточками. Какие красивые были буковки! Уже в то время учителя сравнивали наши почерка с почерком наших бабушек и дедушек, отцов и матерей. И это сравнение было явно не в нашу пользу. Но появились шариковые ручки и новый стиль письма — безотрывный и безнажимный. Я бы добавила от себя- безобразный. В результате красивый почерк сейчас – большая редкость.
Но учеба учебой, а обед – обедом. Помню, что в начальной школе нас бесплатно кормили – стакан кипяченого молока и булочка. Дома мы от молока нос воротили, но в классе за компанию пили с большим удовольствием. Правда, кормили сразу не весь класс, а поочередно: сегодня один ряд, завтра – другой. А уж пирожок в буфете несравним ни с чем. Какой бы вкусной ни была домашняя выпечка, но пирожок из буфета был вне конкуренции!
И вообще, в школе было так здорово, интересно и весело! Шла бурная пионерско-комсомольская жизнь. Конечно, она не сама по себе шла. Любое дело держится на увлеченных людях, умелых организаторах. В нашем случае это была старшая пионервожатая Надежда Павловна Крутовская - удивительно доброжелательный, демократичный и простой в общении человек. Мы все ее очень любили. А она любила свою работу и была неистощима на выдумки. Победы на смотрах, в соревнованиях, на «Зарницах» нас очень вдохновляли, мы всегда были нацелены только на первое место. И оно почти всегда было за нами! Пионерские костры, походы – чего только не было в жизни наших пионеров! Об этом следует писать если не отдельную книгу, то главу уж точно!
Успех внеклассной работы, подготовки общешкольных мероприятий, вечеров зависит и от организатора по воспитательной работе. Как правило, на эту должность назначались энергичные и творческие учителя. В разные годы организаторами по воспитательной работе трудились В.Н.Прядко, К.Т.Тусипова., Л.Б.Чепцова, Н.И.Зражевская, В.П.Бельц и др.. С пионерами и октябрятами работали пионервожатые. Работа эта требовала большой активности и, я бы сказала, задора. В разные годы пионервожатыми работали Береснева-Колтакова З.Г., Возмилова Г., Крутовская Н., Вавленко А., Каретная А., Кудинова Г., Питковская В., Аметова Ж. и др.
Вся работа в школе велась под контролем администрации. Директорами на моей памяти были В.Ф.Видергольд, К.Н.Кульков, А.А.Кнорр, М.К. Киялбаев, Л.Р.Попова, К.Ш.Бактыбаева и др.
Важный этап – переход из начальной школы в среднюю. Помню, как мы волновались, перейдя в среднее звено. Все предметы казались такими сложными, их стало гораздо больше. Вместо одной Веры Осиповны, к которой мы успели привязаться, - новые незнакомые учителя. Но педагогический коллектив нашей школы всегда был сильным. Нам очень повезло - нас учили «классные» учителя. Учителя-легенды. Учителя, которые не только сами были очень эрудированными, но и умели передать эти знания своим ученикам. И выпускники нашей школы впоследствии выдерживали конкурс в престижные вузы крупных городов.
Следует сказать, что в школе почти не было текучки, учителя работали подолгу. Они готовили себе достойную замену, многие бывшие ученики, получив диплом педагогов, возвращались работать в родную школу.

В школьной программе наиболее сложный, на мой взгляд, предмет – математика. Учителями математики в разные годы работали Павел Максимович, Кнорр А.А., Чепцов Б.В., Гречаниченко Н.И., Гусева.Т.., Нартова Н.П., Прядко В.Н., Тян Л.М., Ким Л., Дмитриева Е.Ф., Кириллова Т.А., Нуртазина Ш., Бенгс Е.Д., Шулакова Г.К., Мухаметалина Г.М., Савицкая О.Н. и др.
А в послевоенные годы математиком работал некто Павел Максимович, кореец по национальности. К сожалению, фамилию его вспомнить не удалось. Учителем он был очень строгим, но математику прекрасно знал и любил, как никак – царица наук. И многие ученики пошли по его стопам: Б.В.Чепцов, А.А.Кнорр, Н.П.Мухина.
Если честно, то математика не входила в число моих любимых предметов, я, наверно, к ее изучению к тому времени тоже еще не созрела. Но я ясно ощущала, как любит свое дело Нина Петровна, как ей нравится и математика, и ее преподавание. Она каким-то невероятным образом могла убедить, что эта наука не страшна, что ее можно постигнуть человеческим умом. С большим уважением ученики относились к Андрею Андреевичу Кнорру, а Бориса Владимировича просто обожали.
Уроки физики для нас начинались с путешествия в здание мастерских, где был кабинет с многочисленными шкафами, приборами, оборудованием, стендами. Всем этим хозяйством на протяжении многих лет заведовал Владимир Филиппович Видергольд. Он толково и просто объяснял нам, что вся наша жизнь – сплошная физика. Нужно только научиться понимать происходящие явления, знать законы природы, изменения, происходящие в окружающем нас мире. Словом, даже если человек не планирует связать свою профессиональную деятельность с физикой, определенный минимум знаний в этой области ему просто необходим, чтобы не быть пещерным человеком. Физику кто-то из нас любил, кто-то – не очень, но Владимира Филипповича любили все. За его доброе и сердечное отношение к ученикам, за интеллект и интеллигентность, справедливость и чувство юмора. Учителями физики в разные годы также работали Гречаниченко И.Я., Ксенчик В.И., Киялбаев М.К., Липовская С., Романовская Г.А., Сердалинова Р., Молдабеков Б.А. и др
Большую роль в жизни школы играли учителя-русоведы. Русский язык и литературу в разные годы вел: Чепцова А.Ф., Бондаренко М.И., ВавленкоЕ.В., Трунцева Н.Е., Голубева Г.И., Казанцева А.И., Гамаюнова С.И., Шмакова Н.Н., Чепцова Л.Б., Даркембаева Г.Р., Клишина Н.И, Бактыбаева К.Ш., Зражевская Н.И., Абдуалиева Л., Чепурнаева М.А., Карпусова-Рангнау Л.М. и др.
Все мы знаем, что уроки языка и литература не только дают знания правильного письма, они воспитывают нравственность, развивают способности выражать свои мысли устно и письменно, если таковые, конечно, имеются. И даже если их нет в наличии, их нужно вложить, сформировать культуру. Ведь именно на уроках литературы мы начинаем познавать жизнь, рассуждать о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Традиции преподавания языка и литературы, внеклассной работы по предмету заложила, конечно же, Анастасия Федоровна Чепцова. Общеизвестно, что учитель воздействует на учеников своим поведением, образом жизни, всем своим обликом. Интеллект учителя, его культура, справедливость и человечность, его душевные качества воспринимаются учениками как своего рода эталон, пример для подражания. Так вот Анастасия Федоровна действительно была эталоном, человеком безграничной душевной щедрости. Выдержанная, рассудительная, мудрая! Она умела выбрать правильный тон с собеседником любого возраста, любила общаться с детьми, к ней все тянулись. Традиции проведения литературных вечеров, которые запомнились очень многим, заложила именно она.
Следующее поколение учителей-словесников – ее ученики. Дальше – ученики учеников. И каждый учитель - творческая индивидуальность. Мария Ивановна была строга, иронична и справедлива, Наталья Евгеньевна отличалась огромной энергетикой, обаянием и демократичностью. К сожалению, я не могу характеризовать учителей, у которых лично не училась. Уж простите меня.
Все предметы школьной программы важны и нужны. Но со временем понимаешь, что отдельные знания никак в жизни не пригодились, так и пролежали невостребованными. Но тем не менее для общего развития необходим курс самых разных наук, а уже дальше каждый углубляется во что-то конкретное. Но для культурного развития просто необходимы такие предметы, как литература, история, иностранные языки. Если литература формирует, в первую очередь, нравственность, то история формирует мировоззрение, патриотизм. А это очень важно!
История помогает нам понять, кто мы, каковы наши исторические корни. Хорошо ли будут ученики знать историю, понимать её, зависит от учителя, от его умения заинтересовать предметом. С большой теплотой мы вспоминаем Кузьму Никитовича Кулькова. Он не только хорошо знал свой предмет и умел заинтересовать им, он был добрым, жизнерадостным и улыбчивым человеком. Недаром говорят: веселый педагог обучает лучше угрюмого. Кузьма Никитович – участник Великой Отечественной войны, так что эту страницу в истории нашей страны он знал не по учебникам, а это очень важно.
Истории учила нас также Анна Васильевна Коломыцева - эмоционально уравновешенный, знающий и объективный педагог. В разные годы историю преподавали Ким А.Д., Кульков К.Н., Коломыцева А.В., Дюсембинов К.К., Бекбосынова Г.З., Усенова Л., Нурбаева, Тусипова К.Т., Попова Л.Р., Дакубаева Г.А. ,Питковская В.Л. и др.
«Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». Это совершенно справедливое выражение. Многие из моих одноклассников, для которых родным языком был казахский, были, выходит, на голову выше, ведь они знали два языка. А мы вроде не ленились, изучая дойтч, но так на нем свободно и не заговорили. Наверное, треть нашего класса составляли немцы, однако я никогда не слышала, чтобы они говорили на родном языке. По их словам, литературный немецкий очень отличался от того наречия, на котором говорили их родители. Немецкому нас учила Бригитта Андреевна Крюкова – доброжелательный, терпеливый, уважаемый и знающий учитель. Всем запомнилась энергичная, увлеченная и неутомимая Эмма Юрьевна Белова. В то время, кроме уроков иностранного языка, были очень популярны так называемые КИДы (клубы интернациональной дружбы), которые помогали найти друзей по переписке среди зарубежных сверстников, расширить кругозор. Хочу напомнить, что жили мы при «железном занавесе», поэтому сведения о загранице были весьма скудными. Мы узнавали очень много интересного на занятиях КИДа, с огромным трудом находили какие-то адреса зарубежных школьников, переписывались. Каждое полученное письмо было большим и радостным событием.
В разные годы иностранный язык вели учителя: : Жукисова К.Ш., Кириенко З.С., Лидия Куреншеновна , Крюкова Б.А., Белова Э.Ю.,Дюсембинова К.А., Киялбаева Р.Б. ,Гульнар Маратовна, Бактыбаева С.Ш., Рангнау О.А., Максутова Б.А., Иткарина С.У., Маргарита Калилуловна, Канапьянова Г.М. и др.
Иностранным для многих из нас был и казахский язык. Говорят, что лучше всего изучать любой язык методом «погружения», то есть в непосредственной языковой среде. Так вот таковая языковая среда у нас была. А вот погружения почему-то не получилось. Ежедневно слыша казахскую речь, понимать мы ее с горем пополам (процентов на пятьдесят) научились, а говорить – увы. Стыд нам и позор! Казахский язык в разные годы вели учителя: Шанина, Алмагуль Шегеевна, Аблакимова Г.А., Жаксыбаев и др.
Много можно говорить о важности для человека такой науки, как география. Именно об этом нам и говорила Полина Васильевна Ким. Причем говорила негромко, спокойно, неторопливо. Обладала она каким-то магическим гипнозом, потому что даже самые буйные классы на ее уроках были ниже воды, тише травы. Для меня по сей день остается загадкой секрет так держать класс – спокойно, не повышая голоса. Конечно же, мы безмерно уважали Полину Васильевну. Долгле время она была единственным географом в школе. После нее географию вел Б.Майшенов, а затем В.П.Семьянова-Бельц, сумевшая увлечь многих краеведением, туризмом.
Учителями биологии у нас изначально были мужчины – Василий Михайлович Саяпин, Яков Семенович Ковальчук. Их, страстных охотников, постигла одна и та же трагическая участь: оба погибли на охоте. И в одном и в другом случае это была непреднамеренная случайность, оборвавшая их жизни. Я помню Якова Семеновича, он учил нас в пятом классе. Был он человеком очень увлекающимся, правильнее сказать – отвлекающимся. И мы, грешные, этим пользовались. Стоило кому-либо (как правило, инициативу проявляли мальчишки) задать вопрос, как прошла охота, и далее до самого звонка следовал рассказ со всеми подробностями, были и небылицы.
Дальше нас учила Клавдия Аполлоновна, о которой я уже писала. Была она хорошим биологом, любила свое дело, озеленила школу, создала оранжерею, на пришкольном участке по ее инициативе была построена теплица. Но по характеру она была взрывной.
В кабинете биологии мы любили совать нос в шкафы, рассматривать заспиртованные в стеклянных сосудах экспонаты, гербарии. И сами тоже собирали растения, делали гербарии. В старших классах к науке о живой природе нас приобщала Раиса Алексеевна Опарина, в то время только начинающая свою трудовую деятельность. Была она улыбчивой, доброжелательной, дружелюбной.
Учителя ботаники и биологии: Саяпин В.М., Ковальчук Я.С., Сверкунова К.А.,Беликов Н.Д.,Майшенова Р.Д., Опарина Р.А., Бидаулетова Ф.М., Садыбаева Б.Р

Более тесно мы контактировали с Раисой Алексеевной на уроках домоводства. Именно здесь мы прошли курс молодой хозяйки: научились шить на машинке, готовить, печь. Риса Алексеевна сама рукодельница и нас приобщала к премудростям, так пригодившимся в жизни. А мальчишки что-то сверлили, стругали, точили, колотили. И периодически заглядывали к нам, привлеченные вкусными запахами. Иногда им кое-что перепадало: приготовление какого-либо блюда завершалось, к всеобщему удовольствию, чаепитием. Труды в разное время вели учителя: Опарина Р.А., Вавленко Е.В., Шульц И.И., Бельц Ф.К., Аблакимов В. и др.

Все науки важны и нужны. В наш век химия вырвалась на первые позиции – всюду сплошная химия! Но я с ней не дружу абсолютно, как-то так сложилось. Вернее, не сложилось. Эрику Эммануиловну Гогель я в первую очередь запомнила как очень красивую женщину – стройную, хрупкую, воздушную, нежную, мягкую. Таким людям очень сложно в суровых реалиях школы. Что удивительно, была она абсолютно седая, что явно не соответствовало возрасту, но это только придавало ей элегантности.
Химию в разные годы преподавали учителя: Гогель Э.Э.,Колтакова З.Г., Керимкулова Ф.Е., Опарина Р.А., Зражевская Г.И.,Салпекова…,Исканова М.Ш.
В большом-пребольшом почете всегда была физкультура и спорт. Каждое новое поколение ушинцев зажигало новые спортивные победы, новые имена спортсменов и спортсменок. На соревнованиях по разным видам спорта спортивные команды выступали всегда достойно. Конечно, в этом огромная заслуга учителей физкультуры. Какие только спортивные секции у нас не велись! Даже спортивная и художественная гимнастика! Был у нас физруком Даулет Абишевич. Он настолько любил гимнастику, что мог из слона спортсмена сделать.
В разные годы спортивные победы ковали учителя: Нейман Л.Л., Бертлеу Кулатаевич, Оспанов.Ж.О., Прядко Э.А., Ким А.В., Рогачевская А.К., Козлова Л., Иманбаев А.М., Садыбаев М.К., Жуматаев Б., Буханов Т., Ольховская Н.Д., Онгарбаев Б.С.и др.

Развивать таланты школьников предполагалось на уроках рисования, пения. Результаты этих занятий выставлялись на выставках рисунков, проявлялись на смотрах художественной самодеятельности. Смотры самодеятельности – особая страничка в жизни школы. В период их подготовки вся жизнь в школе была подчинена этому важному событию. Репетиции, очередь за баянистом, подготовка костюмов. И напряженная предпраздничная атмосфера. Смотры действительно были настоящим праздником! Выйти на сцену клуба, где всегда собирался полный зал, и волнительно, и ответственно, и радостно. Стихи, песни, танцы, игра на музыкальных инструментах, гимнастические номера – все вызывало бурные овации. А аплодисменты – главная награда для самодеятельных артистов. Талантливые исполнители всегда пользовались особым уважением в школе. Среди них Людмила Дорошенко, Мария Осина, Миша Саяпин и многие другие.
А потом составлялась программа из лучших номеров, с которыми школьники выступали перед односельчанами. Перед каждым праздником в клубе проводилось торжественное собрание, которое завершалось большим концертом. Очень много номеров представляли школьники. И люди собирались в клуб не столько из-за торжественного собрания, сколько из желания посмотреть концерт. Родители приходили посмотреть со стороны на детей и очень ими гордились. Практически все «артисты» были хорошо известны жителям небольшого поселка, где все друг друга знали если не лично, то понаслышке.
Помню, в старших классах большой популярностью пользовались конкурсы инсценированной песни - своеобразный маленький театрализованный спектакль на тему выбранной песни. Проводился он, как правило, ко Дню Победы и, соответственно, песни подбирались военной тематики. Ведь чем дальше уходит от нас война, тем больше волнуют и трогают до слез военные песни. Мы учили их на пении, знали очень много наизусть. В начальной школе практиковались так называемые литмонтажи, когда стихи чередовались с песнями. Затем по тому же принципу проводились тематические пионерские сборы. А в старших классах песни стали инсценировать. К этому мероприятию относились творчески, с большим энтузиазмом выбирали песни, готовили костюмы, реквизит. Сцена превращалась то в землянку, то на ней сооружали импровизированный костер. Каждый класс старался создать свой интерьер военной обстановки. Мы инсценировали песню Б.Окуджавы «До свидания, мальчики» - щемящее расставание, проводы любимых на войну. И все это было прочувствованно, волнительно.
Подготовка всех смотров ложилась на плечи организаторов внеклассной работы и учителей пения. У нас работали одаренные люди: К.А.Адамбеков, Н.Д.Беликов, А.Узакбаев.
В начале 7-го класса первую партию избранных учеников принимали в члены ВЛКСМ. Мы становились комсомольцами. Волновались перед дверью в комитета комсомола в ожидании, когда нас вызовут, учили Устав. Получали комсомольский билет и значок, платили взносы – 2 копейки в месяц. Потом за плохие проступки, недостойное поведение или плохую успеваемость в качестве наказания могли исключить из комсомола.
В классах главным человеком теперь был комсорг, в школе – секретарь комсомольской организации. Эти товарищи помогали следить за успеваемостью, дисциплиной, организовывать все мероприятия.
Все мы – родом из школы, здесь заложены первые кирпичики фундаментальных знаний. В школе сформировано уважение к старшим, привита дисциплинированность, воспитаны моральные ценности. И сколько бы лет не прошло с момента ее окончания, все мы мысленно возвращаемся к ней, вспоминаем учителей и одноклассников. Мы любим тебя, школа имени Ушинского!

Источник: http://авторский материал
Категория: Статьи с интернета | Добавил: Natalya (10.02.2018) | Автор: Наталья Ивановна Зражевская E W
Просмотров: 132 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Профиль

Друзья сайта

  • АКИМАТ АЛМАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
  • АКИМАТ САРКАНДСКОГО РАЙОНА
  • Лепсі ауылының ресми сайты
  • "Жетісу" телеарнасы
  • Газета «Жетысу»
  • Жетiсу футбол клубы
  • Образовательное Сообщество Казахстана
  • Национальная лига потребителей Казахстана
  • Sarkand-club
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0