Разделы новостей

Статьи с газеты [2]
Статьи с интернета [99]

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи » Статьи с интернета

ПРИТЯЖЕНЬЕ ЛЕПСОВ. ВЫКИНЬ МУЛЬТИВАРКУ - ГОТОВЬ НА ПЕЧИ!
ВЫКИНЬ МУЛЬТИВАРКУ - ГОТОВЬ НА ПЕЧИ!

Собираясь уезжать из Лепсов, я делала разборку века – приводила в порядок не только дом, но и сараи со всякой всячиной, чердак. Не знаю, у кого как, а у нас чердак - это место, куда сносилось все, чем уже не пользовались, но выбросить жалко. И определенная его часть была отведена для хранения чего-нибудь про запас. Короче, хранилось и то, что уже не нужно, и то, что еще не нужно.
Путешествие на чердак всегда сопровождается какой-нибудь неожиданной находкой. Так вот я там нашла целую упаковку стекол для керосиновых ламп. Современный ребенок, может, даже и не поймет, что это и к чему. А в наше время заправленная керосиновая лампа всегда стояла наготове, потому что отключения света были не редкость. Помню, в один из таких вечеров папа, ложившийся спать последним, как-то неудачно задул лампу. И фитиль не горел, а коптил. И каков же был наш ужас, когда, проснувшись, мы обнаружили буквально на всем слой сажи. Бедной нашей маме столько пришлось потрудиться, чтобы все отмыть, отстирать.
Если керосин в доме использовался для лампы периодически, в период отключения электричества, то для приготовления пищи он нужен был ежедневно. Готовили ведь на керогазах. И вот мы брали бидончики и шли за керосином. Он продавался в дощатой будке в районе переезда. За керосином ходили все дети и прихватывали в открытой сетке пару пустых бутылок, чтобы их сдать т. Жене Рамкуловой и купить100 граммов барбарисок или фруктовый чай (одну поллитровую бутылку принимали по 12 коп.). Магазин, в котором она торговала, был, как и все магазины того времени, низеньким и саманным.
Сухощавый одноглазый Бакибаев торговал керосином по расписанию, раз в неделю, и к назначенному времени там всегда собиралась очередь. В большой цистерне открывали кран, наполняли кастрюлю, а затем черпали ковшом ёмкостью в один литр и через лейку разливали в тару покупателей. Помнится, что строение было ветхое, земля вокруг пропитана керосином.
Керогазами в то время пользовались все. Говорят, воняли они меньше керосинок и были безопаснее примусов. Но там, где использовался керогаз, всегда попахивало керосином. Мне иногда казалось, что еда пахнет тоже.
А вот еда, приготовленная на летних уличных печках, наверное, была совершенно иная. Во многих дворах в то время были вот такие печи с вмазанными туда казанами. Чаще всего на них пекли баурсаки. Это удобно прежде всего тем, что дым не идет в дом. А какой неповторимый запах и аромат разносился по всей округе!
Сейчас такую роскошь – уличную печь - могут позволить себе владельцы загородных домов, ведь уличные печи вновь становятся популярными. Они модифицированы, имеют разную форму, но суть та же. А в наше время они были чуть ли не в каждом дворе.
И уж если я затронула тему баурсаков, то не могу не вознести им хвалу. Это и поныне обязательное угощение в каждой казахской семье, своеобразный национальный хлеб. Каждая уважающая себя казашка умеет печь их. Рецептов баурсаков великое множество, но есть какой-то секрет, который знают только казахи! У нас получается жалкая имитация, пончики, несравнимые по вкусу с настоящими казахскими баурсаками. А если они еще с пылу с жару, то съесть их можно немереное количество! Как говорят, ум отъесть. Это когда мозги отключаются, и ты уже не думаешь ни о калориях, ни о холестерине. Вкус и запах настоящих казахских баурсаков будут преследовать меня всю жизнь.
И напоследок анекдот. Итальянцы напичкали тесто сыром, помидорами и всякой всячиной, назвали это «Пицца». Татары запихали в тесто сыр и мясо, назвали «учпучмак». Американцы закидали ГМО между булочками, назвали это «Бургер». И только казахи умудрились воздух завернуть в тесто и назвали это «Бауырсак». Хвала ему и слава!
Поскольку речь зашла о баурсаках, нельзя не сказать о сердечном казахском гостеприимстве и отношению к гостю. Вообще, на востоке гость считается гостем Аллаха. Кем бы этот человек ни был, не имеет значения. Гость – это святое. Он тебя уважил - в твой дом зашел. И потому следует оказать взаимное уважение. После приветствия обязательно следовало: «Заходи чай пить». И это не просто вежливое приглашение ради приличия, тут же накрывался стол. Вспоминаю добрейшую Бахытжамал Туребековну Беспаеву (Максутову), учительницу начальных классов. У нее в стенке была «гостевая» антресоль, на полочках которой в вазочках и на тарелочках были заготовлены всякие вкусности к чаю. И стол накрывался как скатерть-самобранка, буквально за минуту. И так было в каждом доме: всё лучшее – гостю. И мы, выросшие среди казахов, впитали в себя эти добрые обычаи. Помню, если к нам во время обеда заходили пожилые казахи, они, если не принимали приглашения разделить трапезу, то обязательно подходили к столу и отламывали кусочек хлеба, что означало: я уважаю твой хлеб!
Как сейчас не хватает этого уважения к хлебу, этой открытости, гостеприимства! Этих соседских посиделок за чашкой чая! И, когда я вижу в интернете фотографии дастарханов, я всегда ставлю «класс», ведь это по-настоящему классно!

Источник: http://авторский материал
Категория: Статьи с интернета | Добавил: Natalya (09.02.2018) | Автор: Наталья Ивановна Зражевская E W
Просмотров: 101 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Профиль

Друзья сайта

  • АКИМАТ АЛМАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
  • АКИМАТ САРКАНДСКОГО РАЙОНА
  • Лепсі ауылының ресми сайты
  • "Жетісу" телеарнасы
  • Газета «Жетысу»
  • Жетiсу футбол клубы
  • Образовательное Сообщество Казахстана
  • Национальная лига потребителей Казахстана
  • Sarkand-club
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0