Разделы новостей

Статьи с газеты [2]
Статьи с интернета [99]

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи » Статьи с интернета

ПРИТЯЖЕНЬЕ ЛЕПСОВ. ЭЛЕВАТОР
ЛЕПСИНСКИЙ НЕБОСКРЕБ

Символом Лепсов всегда был элеватор – самое высотное здание, небоскреб поселка. «Элеватор для Лепсинки как Останкинская башня. Правда, голубей было больше, чем москвичей. Вечная память тебе, островок из детства!» - считает Слава Минеев, и под его словами может подписаться каждый лепсинец.
Если заглянуть в энциклопедию, то станет ясно, что элеватор – это специальное технологическое сооружение, призванное служить для хранения больших партий различного зерна, первичной обработки или доведения до определенного кондиционного состояния. Проще говоря, это механизированное хранилище зерна.
Зерно поступало на наш элеватор из зерновых хозяйств близлежащих районов на автомобилях, а также по железной дороге, так как целинные элеваторы не справлялись и отправляли урожай на другие элеваторы и хлебоприемные предприятия. Здесь его ссыпали в приемные бункеры и транспортером доставляли к рабочей башне высотой 36 метров. Наверх рабочего корпуса зерно поднимали при помощи специальных подъемников - элеваторов (или норий). Кстати, "elevator" в переводе с латинского означает "поднимающий". Первоначально элеваторами называли подъемные механизмы, и только затем это название распространилось на все сооружение. Изначально на нашем элеваторе было две нории производительностью по 75 тонн. После реконструкции в 1971г произведена замена нории на более мощные - 100 т/час, сепараторы стали вдвое мощнее - 50 т/час. Представляете, какое количество зерна проходило через наш элеватор?

В рабочей башне зерно самотеком или по транспортерам шло сверху вниз и попадало сначала на весы, затем в очистительный сепаратор и сушильную камеру. После прохождения чистки и сушки зерно загружалось для хранения на склады, хранилища. Таков вот технологический рабочий процесс. Понятное дело, он сам по себе не происходил. Вот как об этом рассказывает Тамара Филиппова, которой довелось работать на элеваторе:
«После восьмого класса впервые многие мои одноклассники на летние каникулы устроились на работу. Кто-то работал на гвоздильном заводе, где сколачивали ящики под гвозди, кто-то разносил почту, а я устроилась работать на элеватор. Меня с сестрой определили в бригаду тёти Марии Нейман, которая славилась своей работоспособностью и аккуратностью. Директором элеватора тогда был В. Лушпай.
Элеватор был самым высоким и, как мне казалось, мощным сооружением в Лепсах, он был высотой с десяти- или двенадцатиэтажный дом ( школа была двухэтажной, контора завода, здесь же размещался банк, была трёхэтажной, а все жилые дома были в один этаж, часто очень невысокие ). Так вот на самый верх элеватора в широченных трубах подавалось зерно, там оно взвешивалось на специальных весах, потом проходило через сушилку (и какое же вкусное было горячее зерно из неё! ) и подавалось транспортёром опять в склады на хранение. Нужно было внимательно следить за работой транспортёра. Когда моргнет свет, остановится транспортер, надо вовремя закрыть задвижку, иначе будет "завал " - кучища зерна, которую надо убирать вручную, скребком выгребать из- под транспортера и закидывать на ленту. Очень нелёгкое и неприятное это занятие.
Зато как же замечательно смотреть на Лепсы с самого верха из окошка! Люди казались муравьями, а машины с зерном , которые стояли в очереди на весовую, - детскими игрушками.
И вот эти самые машины, полные до самого верха зерна, нам нужно было разгружать. Они, конечно, могли разгрузиться на подъёмнике, но то ли подъёмник не справлялся, то ли очередь заставляла разгружать вручную. Для этого существовали тогда, не знаю, применяются ли они теперь, так называемые плицы – такие совки из металла вместимостью литров на пятнадцать. Разгружали две – три бригады, соревновались между собой - кто больше машин пропустит. Машину разгружали втроём за шесть – семь минут! После такого шестичасового труда не хотелось уже ничего, а на следующий день всё повторялось.
Другая работа была - это на складе, где нужно было ворошить зерно, чтобы оно не перегревалось. Специальная машина, не помню её название, перекачивала зерно из одной кучи в другую, а мы, так сказать, женщины, деревянными лопатами подгребали зерно, потом мётлами подметали пол склада и всю территорию элеватора. Меня всегда удивляла чистота, какая была везде, так все работники старались, чтобы в зерно не попали камни, какой-то мусор. Так что мести приходилось ежедневно и помногу.
Настоящим испытанием наших полудетских сил был ветер. Ураган налетал без предупреждений, сухое зерно несло, как снег зимой, сплошной пеленой. Надо было срочно накрывать бурты палатками, пологами, закреплять, чтобы не унесло. А после окончания бури собирали зерно из-под забора, из каких-то углублений, из каждой щелочки. Зерно просеивали и водворяли на место обратно в бурты».
Вот еще воспоминания Людмилы Трунилиной(Вавленко).
«Я с одноклассницей Ниной Першиной тоже летом на каникулах подрабатывала на элеваторе. Мы сгребали лопатками зерно, которое просыпалось после выгрузки с машин. Тогда элеватор мне казался огромным, очень сложным, но таким слаженным механизмом - что-то неземное. Поскольку в августе начиналась жатва, то зерно везли на машинах отовсюду, просто бесконечным потоком. Вот было гордости у нас от своей маленькой лепты в каравай Родины! Нас туда устроила работать т.Полина Першина. Лепсинка наша была узнаваема всеми по зданию элеватора».
Элеватор у нас был построен потому, что далее зерно отправлялось в различные регионы уже по железной дороге. Следует сказать, что на предприятии постоянно велась модернизация, приобреталась новая техника. Имелись транспортеры со сбрасывающими тележками, самоходные гусеничные зернопогрузчики, затем им на смену пришли более современные КШП ( ковшовый шнековый погрузчик )и пр.
За время его существования директорами элеватора были Касымханов, Несипбеков, А.С.Ни, В. Лушпай, У.А.Жубанова, С.Р. Инкарбеков, А.А. Ешанов, В.Эльрих.
В его коллективе в разные годы работали Дакубаев, А.Ф.Умнова, Л.Керн, М.Нейман, м.Могилина, Н.Филиппова, А.Липовской, Е.Липовская, П.Першина,Н.Виниченко, С.Диколов, В. Диколова, Жаилов, Жаилова, братья Аркен, Борис и Сергеи Уалиевы, Абжанов, В.Нечепурук, Болысбеков, Болысбекова, Аинакулов, Чайкин, Бактыбаевы, А.Ерназаров, В. Эльрих, И.Даудрих, И. Эльрих, Л. Шатц, Т.Ворошилова, Фитц и др.

Виктор Веккер пишет: "Многим, очень многим наш элеватор дал путевку в жизнь! С удовольствием вспоминаю его трудовой коллектив, с которым мне посчастливилось поработать! Многих уже нет - д. Ёси Гесселя, д. Вани Брауна, д. Миши Грунского, д. Вани Ворошилова, д. Васи Нечипурука (Моего непосредственного руководителя. А наша кузница до сих пор для меня как алтарь производства), д. Степы Диколова ... Все они были для меня... и дяди и учителя. Замечательный коллектив! Все были как родные! Царствие им Небесное!"
Перед распадом Союза планировали построить на месте элеватора комбикормовый завод, большой комплекс, были собраны все документы. Но проблема была в том, что на демонтаж требовалось 1 млн. 300 тыс. рублей, а на строительство – 1 млн 100 тыс рублей. А уж после распада стало не до строительства. Рынок ударил в первую очередь по сельскому хозяйству. Иссяк поток машин с зерном. Наступила пора безвременья, «прихватизации». Тогда и пошел элеватор по рукам. И были эти руки не всегда чистоплотные, не особо хозяйственные. В 2010 году произошло событие, которое потрясло всех, - элеватор сгорел!
Пожар - это всегда ужасная трагедия, ведь пламя разрушает вокруг себя все, не щадя и не сожалея о содеянном. Не знаю, какие выводы сделало следствие о причинах возгорания. Башня элеватора, как мы знаем – это деревянная конструкция, обшитая шифером. Сам по себе шифер не горюч. При нагревании он начинает растрескиваться и стрелять. Радиус разлета раскаленных осколков летящего шифера достигал…. Очевидцы говорят, что это было страшно, грохот стоял ужасный.
Эхо этого грохота и пожара волной прокатилось по интернету, дошло до самых дальних уголков, вызвало сотни сожалений. Я прочитала десятки комментариев по этому поводу, и в них искренняя боль! Вместе с элеватором что-то ушло из нашей жизни, не стало символа поселка. Вот потому я решила подробно написать об элеваторе, который для всех нас гораздо больше, чем хранилище зерна.

Источник: http://авторский материал
Категория: Статьи с интернета | Добавил: Natalya (15.02.2018) | Автор: Наталья Ивановна Зражевская E W
Просмотров: 65 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Профиль

Друзья сайта

  • АКИМАТ АЛМАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
  • АКИМАТ САРКАНДСКОГО РАЙОНА
  • Лепсі ауылының ресми сайты
  • "Жетісу" телеарнасы
  • Газета «Жетысу»
  • Жетiсу футбол клубы
  • Образовательное Сообщество Казахстана
  • Национальная лига потребителей Казахстана
  • Sarkand-club
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0